Магнезитовец
КонтактыАрхив выпусковДоска почета наставниковГлавнаяАфиша

Корпоративное издание Группы Магнезит

background
Виртуальная Доска почёта наставников доступна на сайте «Магнезитовца» и страницах корпоративного издания в социальных сетях, а также на цифровых ресурсах музея «Магнезит».

В подразделениях Группы Магнезит около 600 человек являются наставниками новых сотрудников. Они готовят эффективную стартовую площадку для личной и профессиональной самореализации молодежи, помогают получить уникальный опыт работы на предприятиях Группы Магнезит, найти свое призвание и быть востребованными специалистами не только после окончания колледжей или вузов, но и в перспективе – в рамках программ подготовки профессионального кадрового резерва, участия в технологических проектах развития производства.

Своих студентов Владимир Цыбульский заводит в профессию за обе руки – и в практике, и в теории. Помимо основных обязанностей мастера производственного обучения, он преподаёт спецдисциплины по модернизации и по техническому обслуживанию и ремонту двигателей, систем и агрегатов автомобилей.

– В теории изучаем, какие неисправности могут быть в двигателе, методику их обнаружения и восстановления, – рассказывает Владимир Феликсович. – На практических занятиях закрепить знания и приобрести навыки позволяет имеющееся диагностическое оборудование, различные приборы и измерительные инструменты. А проверкой знаний и навыков является практика на предприятиях. Раньше это были цех ремонта горного автотранспортного оборудования (ЦРГАО) и другие подразделения «Магнезита», связанные с автомобильным транспортом. Ребята практиковались в ремонте БелАЗов и КамАЗов, которые работали на предприятии. Сейчас устраиваем студентов на практику в АТП. А мы, преподаватели, стажируемся на «Магнезите», и это очень хорошая традиция. Налаживаются контакты со специалистами, которые работают на гребне технического прогресса. Раньше тяжёлый труд руками выполнялся, а сейчас, смотрю, везде роботы. Ходишь по «Магнезиту» и радуешься, как высоко взлетел прогресс. Было бы полезно и нашим студентам приобщиться к этим достижениям.

В профессию, призванную учить будущих рабочих мастерству, Владимир Цыбульский пришёл по настоянию своего мастера производственного обучения, заметившего незаурядные способности в пэтэушнике, который интересовался техникой, и направил его на дальнейшую учёбу. Так способный ученик оказался в техникуме по подготовке мастеров производственного обучения. Памятуя о том, как это важно – сподвигнуть к развитию, он и сам в отношении своих студентов придерживается этого же принципа. За 40 лет в профессии мастером наработано множество действенных приёмов, которые он кладёт в основу своего метода. При этом свои методы приходится сочетать с образовательной методикой.

– Программы обучения постоянно меняются, – говорит Владимир Цыбульский. – Разрабатываются для производства и внедряются в образовательный процесс «бережливые технологии», в последнее время применяются сокращённые программы для обучения студентов. Согласно им, надо за два года (вместо трёх) воспитать рабочего, чтоб мог выполнять необходимые функции.

В таких условиях «свой метод» должен быть гарантированно эффективным применительно ко всем ученикам, независимо от их стартового уровня. И тут приходит на помощь старый, проверенный советской школой метод, когда к отличникам прикрепляли двоечников.

– Смотрю, студент более активный, и к нему приставляю тех, у кого не сразу всё получается, – продолжает преподаватель. – Перевес пока в сторону тех, кто хочет учиться. Многие заинтересованы, чтобы со временем приобрести автомобили. Народ к нам идёт, нет свободных мест. И девчонки выпускались. Но есть ребята, которые ещё не определились с выбором, к примеру, с другом за компанию пришли, и особого интереса к изучению профессии у них нет. В этом случае более продвинутые натаскивают отстающих, разъясняют им, с азов на пальцах показывают, что к чему. И тогда уже на эту почву можно более сложные вещи привносить. К слову, обогатить базу знаний мне помогают заочники. Они приносят на занятия сломанные агрегаты двигателя и различные детали, часто от иномарок. А студентам это на пользу. На зарубежных автомобилях детали существенно отличаются от наших. Мы их функционал разбираем в сравнении, проводим определённые параллели – чем лучше, чем хуже, что будет, если сломается. Сейчас некоторым своим ученикам могу позавидовать, они забегают вперёд меня, активно проявляя себя на предмете «Модернизация». Дисциплина изучает рамки, в которых можно поменять агрегаты двигателя, чтоб увеличить его мощность, улучшить скоростные свойства автомобиля, его комфортность. К примеру, нужно подобрать или изготовить какие-то переходники для подключения трансмиссии, чтоб единое получилось. Они сами пытаются что-то сделать, сконструировать. Как изменить конструкцию деталей, мы можем обсуждать на практических занятиях. И они начинают придумывать, как модернизировать оборудование. К примеру, карбюраторный двигатель заменить инжекторным. Или запускать двигатель с пульта управления. Не идти в мороз разогревать машину, не сидеть в холодном салоне, а включить дистанционно. Некоторые в электронику залезают и в программное обеспечение автомобиля. Их не так много, но они есть – хорошие, продвинутые ребята.

Самые «продвинутые» из учеников Владимира Цыбульского являются призёрами и победителями профессиональных конкурсов. Для подготовки к ним он создаёт группы из студентов, с которыми занимается дополнительно.

– Когда только образовался международный конкурс профессионального мастерства «Ворлдскиллс», мы решили принять в нём участие и в 2016, 2017 году заняли призовые места, – рассказывает собеседник. – Первым на региональном чемпионате по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» отличился Алексей Биктимиров. В 2018 году заняли третье место в области и приехали на УРФО в Сургут, где четвёртое место занял Семён Сычёв. Расхождение с бронзовым призёром у него было небольшое – всего на один или два балла. Многие ребята ездили в другие страны. Теперь в России проводится альтернативный конкурс, который называется «Молодые профессионалы». Предварительно у нас проходят отборочные соревнования, в которых участвуют пять человек. Из пятерых кто-то выходит победителем или призёром и получает право выступить на следующем уровне. Мы уже примерно знаем, какие будут задания, по прошлым соревнованиям. В свободное время обсуждаем конкурсные мероприятия, что нового ожидать, к чему надо быть готовыми.

Чтоб готовить студентов такого высокого уровня, их учитель и сам держится на высоте, постоянно повышает квалификацию во всех направлениях деятельности. По его подсчётам, в год и по четыре-пять раз направляют на учёбу.

– В прошлом году в Москву ездил повышать квалификацию по сварочным технологиям, – вспоминает педагог. – Новое оборудование изучал, которое используется в сварке кузовов автомобилей. Они ведь из цветных металлов. А технология сварки разных металлов разная. Есть и роботизированная сварка, для которой нужна программа. Нас обучали составлять программы, а мы уже должны в каком-то масштабе детей учить этому. Всё идёт к тому, что ручной труд вытесняется роботизированным, поэтому так важно иметь смежные специальности. Наше учебное заведение предоставляет эту опцию. Основная профессия записана в дипломе «Слесарь по ремонту автомобилей», а, пройдя курсовое обучение, можно получить удостоверение слесаря, сварщика, электрика и в будущем трудоустроиться и по этим специальностям.

По правилам, выпускные демонстрационные экзамены по профессиям, которые студенты сдают на специально оборудованной площадке, принимают независимые, чаще всего иногородние эксперты. В это время сам Владимир Цыбульский, имея статус эксперта, едет принимать экзамены в Юрюзань, Катав-Ивановск и другие города и даже поболеть за своих не может. Но он в них, как правило, уверен: своего учителя не подведут.

Наталья Уфимцева
Благодарим за фото Василия Максимова
Владимир Цыбульский: «Некоторые из моих учеников стремятся превзойти меня, и это вдохновляет на профессиональный рост»
В 1985 году окончил 8 классов, поступил в профтехучилище города Стерлитамака на механизатора широкого профиля. В 1988 году по направлению от училища стал студентом Шадринского индустриально-педагогического техникума (Курганская область). Во время учёбы был призван на срочную службу, а после демобилизации перевёлся в Уфу и защитил диплом мастера производственного обучения по специальности «Подвижной состав». В 1993 году приступил к работе в ПУ-69 в селе Архангельском республики Башкортостан. В 2004 году переехал в Сатку и устроился на работу в училище № 69 (ныне – Саткинский горно-керамический колледж имени А. К. Савина, где трудится и сегодня). Преподаёт спецдисциплины по профессиональным модулям, является экспертом в приёме демонстрационных экзаменов.
Методами воспитания высококвалифицированных рабочих делится мастер производственного обучения и преподаватель спецдисциплин Саткинского горно-керамического колледжа имени А. К. Савина Владимир Цыбульский, недавно удостоенный звания «Почётный наставник». Подтверждают это многочисленные компетенции и достижения награждённого.
Дата статьи: 22.11.2023
Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum